В 2003 году Российская Федерация стала одной из участниц Болонского процесса, что во многом определило дальнейшую судьбу отечественного образования. Сегодня общая реформа образования совпала еще и с крупными изменениями в системе здравоохранения, таким образом, обучение в медицинских ВУЗах претерпевает фундаментальные изменения, которые, несомненно, скажутся на всем секторе в целом.

Одним из этапов перехода в так называемую зону европейского высшего образования стал отказ от специалитета в пользу двухступенчатой системы (бакалавриат и магистратура), которую с 2011 года приняла за основную большая часть ВУЗов страны. Таким образом часть медицинских специальностей (биотехнология, биоинженерия, биоинформатика, экономика здравоохранения, логопедия и даже сестринское дело) теперь преподаются 3 или 4 года для достижения степени бакалавра с последующей возможностью продолжения обучения до степени магистра (2 или 3 года). Хотя для каждого учебного заведения в отдельности бывают различия, полный перечень для бакалавриата утверждён Министерством образования и науки РФ и находится на его сайте.

С 2016 года начинают действовать новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Для практикующих медицинских специальностей (врачей общей практики, стоматологов, педиатров и др.) отменяется интернатура. Выпускники медицинских ВУЗов, заканчивающих обучение по основной специальности в 2017 году теперь не смогут получить традиционное последипломное образование в форме интернатуры или ординатуры, для начала им нужно отработать в поликлинике 3 года в должности врача общей практики (терапевт), стоматолога-терапевта, педиатра или врача общей гигиены. После этого, по желанию, можно будет продолжить обучение в ординатуре по узкой специальности. Вопрос о том, что ждет выпускников, которые рассчитывают поступить сразу ординатуру, пока не совсем ясен, так как на практике новая система постдипломного образования еще не наблюдалась.

Другим значительными изменением в учебном процессе будущих врачей стало перераспределение занятий на протяжении всего периода обучения. С 2012 года, когда отмена интернатуры была официально подтверждена, было сокращено число теоретических занятий по общеобразовательным дисциплинам в пользу практических: уже с первого курса вводится симуляционное обучение (вид практических занятий, осуществляемых с помощью симуляторов, фантомов и манекенов). Кроме того, планируется увеличение общее количество часов для практической подготовки на базе клиник, сотрудничающих с медицинским ВУЗом. Все это должно позволить медику к концу пяти- или шестилетнего обучения стать полноценным врачом общей практики в поликлинике.

Непрерывное медицинское образование также не осталось без внимания: с 1 января 2016 года вступило в силу понятие аккредитации специалиста, что подразумевает собой обязательное прохождение контроля знаний и соответствия своей специальности не реже одного раза каждые пять лет. Она разделена на первичную (выпускники) и вторичную (уже практикующие специалисты) и будет проводиться на базе медицинских образовательных учреждений.





Также по этой теме: