В нашей стране медицинское образование неразрывно связано с научными исследованиями и клинической практикой: научные сотрудники в основном являются представителями того или иного ВУЗа, а постдипломное образование проходит непосредственно в лечебных учреждениях. Такая система здравоохранения отводит образованию одну из ведущих ролей в обеспечении качества медицинской помощи.

Необходимость дальнейшего и непрерывного обучения врачей обозначилась еще в середине 19 века: в крупнейших городах страны появился первый опыт последимпломного обучения медицинских работников, стала практиковаться зарубежная стажировка врачей. В 1885 году, в тогдашней столице Российского государства Санкт-Петербурге открылся первый клинический институт для усовершенствования врачей (сегодня – Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования). К 1964 году сформировалась система образования современного типа, а в 1968 – учреждена интернатура — во время её прохождения будущий специалист получал необходимые практические и теоретические знания в обстановке ежедневной практики, срок такого обучения составлял 11-12 месяцев; с 2016 года упразднена.

До 2016 года высшее медицинское образование в России было многоуровневым – после 5 или 6 лет обучения в ВУЗе и получения диплома базовой специальности выпускник не мог заниматься практической медициной. Основанием для получения практикующей должности являлось последипломное обучение – интернатура или ординатура.

С текущего года с получением диплома выпускник становится врачом общей практики, что позволяет ему сразу приступить к работе к лечебном учреждении по специальностям: терапевт, педиатр, стоматолог, фармацевт (провизор) и врач по общей гигиене. Только после трёх лет работы врачу предоставляется право продолжить обучение в ординатуре.

Ординатура в целом считалась более узким и в то же время полноценным последипломным обучением: она необходима для получения сложнейших специальностей в медицинской практике, номенклатура которых устанавливалась на федеральном уровне Министерством Здравоохранения. Попасть в ординатуру было гораздо сложнее, что обуславливалось высоким конкурсом на место. Однако, в связи с глобальной реформой медицинского образования, нынешняя её форма доступна только тем, что заканчивает обучение в этом году, а сегодняшние студенты 4 курса, очевидно, первыми познакомятся с новой формой ординатуры через 3 года после окончания ВУЗа, соответственно сейчас сложно судить о её практическом содержании.

Обо всех подробностях текущего реформирования медицинского образования мы обязательно коснемся в следующей статье.

Желаем Вам крепкого здоровья!





Также по этой теме: